Обучение продажам является важной частью коммерческой деятельности любой успешной организации. Впечатления от процесса обучения могут варьироваться от «потрясающе» до «скучно». Как понять, полезно ли обучение и что должно входить в этот процесс?
Ловушки в обучении
- Зачастую упор делается на обучении продавцов тому, как продемонстрировать свою продукцию. Хотя это очень важно, но на самом деле не учит людей, КАК продавать.
- Обучение продажам часто фокусируется слишком много на том, что продавец говорит и делает, а не том, что другой человек понимает и как он принимает решения.
- Обучение продажам часто терпит неудачу, поскольку путает отношения с процессом. Чтобы научиться продавать, необходимо понять процесс. Некоторые тренинги продаж временно повышают мотивацию (из серии «вау!»), продавцы выходят с горящими глазами, но на следующий день у них в голове один вопрос: «Было классно, а что делать-то дальше?». Это все равно, что дать вам пистолет и не сказать, как и где его использовать.
- Часто цель тренинга – дать скрипты как «волшебную таблетку». Это тоже хорошо, как часть процесса. Но когда продавец слепо использует слова, фразы и сценарии, он перестает думать и развиваться. Я сама давала заучивать скрипты. Но – только новичкам, чтобы снять первоначальный страх. А дальше должен идти планомерный профессиональный рост.
- Обучение продажам при отсутствии четкого видения конечного результата и стратегии обучения. Люди бросаются из одной новой системы продаж в другую, в голове все путается. Так можно вырастить из продавцов циников.
Хороший тренинг по продажам
- Чтобы тренинг по продажам был эффективным, тренер должен первым делом научить людей, как ловить рыбу, а не как быть рыбой. Речь идет о понимании процесса, стратегии и тактики.
- Хороший тренинг по продажам избегает религии «один истинный путь». Он дает возможность выйти за рамки своего «коробочного мышления». Участники получают понимание, что мир людей и инструментов – разнообразен, понимание, как работает СИСТЕМА в целом. Подход в этом случае следующий: сначала понять, что происходит, а затем применять техники, которые работают в этой ситуации.
- Хороший тренинг по продажам, таким образом, обеспечивает много тематических исследований и практических упражнений, участники получают возможность опробовать новые знания в безопасной среде.
Как оценить результат?
В хорошем тренинге существует баланс теории и практики. Каждый участник должен уйти с тренинга с пониманием – в чем теперь состоит разница между «было» и «стало». Что он привнесет в реальную жизнь, чтобы результаты изменились в лучшую сторону? На какой результат он может теперь рассчитывать?
С помощью тренингов можно и нужно менять подход к процессу своих продаж, а не ждать, когда клиент изменит свой процесс покупки, чтобы соответствовать процессу продаж в компании.
Процесс обучения включает в себя:
- Определение коммерческих целей
- Поэтапный план внедрения новых технологий в продажах, план действий в области использования новых процессов и т.д.
- Послепродажное сопровождение, коучинг
- Оценку достижений, анализ результатов (Насколько я использую то, чему меня учили? Это сработало? Если нет, то почему? )
- Пересмотр плана действий.
- Дальнейшее обучение по мере необходимости.
Автор: Оксана Ильина